Образование

Образовательная программа для педагогов русских школ и детских садов в Хельсинки

Compressed file

В Хельсинки (Финляндия) прошла образовательная программа для педагогов русских школ и детских садов при поддержке Федерального агентства «Россотрудничество» и участии Института проблем образовательной политики «Эврика».

Compressed file

Первый день стажировки прошел в детских садах «Буратино» и «Огонек», которые наряду с тремя другими садами входят в кооператив «Иделия». В этом году сети исполняется 20 лет с момента открытия первого детсада, накоплен большой опыт русскоязычного дошкольного воспитания. Эксперты «Эврики» провели образовательное событие для воспитанников, обменялись полезной информацией о методике обучения с педагогами сада, а руководитель сети Янне Хирвонен в свою очередь рассказал об особенностях работы русско-финских детских садов.

В детский сад «Буратино» ходят дети, которые разговаривают по-русски и по-фински, при этом сад не только учит русскому, но и активно развивает и углубляет знание финского. В саду 16 детей, которые разделены на 3 подгруппы. С дошкольниками работает 2 финноязычных педагога и 1 русскоязычный. Учебный год разделен на тематические недели, и каждая тема разбирается сначала на финском языке с одним педагогом, затем на русском языке с другим, и наконец снова углубляется на финском с третьим педагогом. Уроки музыки проходят отдельно на двух языках, причем на финском ведет руководитель сети «Иделия», который играет детям на гитаре и вместе с ними поет песни.

Как во всех финских детских садах, много внимания уделяется двигательной активности, в любую погоду дети гуляют и достаточно много времени проводят вне группы. В детской раздевалке стоит ящик с прорезиненными комбинезонами, в которых не страшны любые лужи и грязь. Раз в неделю дети вместе с педагогом ездят на метро (3 станции, метро близко) в спортивный зал, где с ними занимается русскоязычный тренер по гимнастике. Есть также практика прогулок в игровой парк и лес, такие прогулки достаточно часты. При этом, с детьми идет русский и финский педагоги, которые рассказывают об окружающем городском пространстве и природе сразу на двух языках.

Вообще, что касается полилингвальности, в финской системе образования не умаляется значимость родного языка. Считается, что родной язык является базой, на которую можно надстроить все остальные языки. Поэтому здесь не спешат терять родной язык, заменяя его языком среды. Так и дети из русскоязычных семей учат русский, на его основе углубляя финский. При этом, по словам педагогов, у родителей дошкольников невысокий запрос на добавление к двум имеющимся языкам английского языка. Этот язык добавляется в начальной школе, что является общепринятым подходом. Похожее отношение у финнов к математике в дошкольном возрасте: более-менее активно ее начинают внедрять в подготовительном к школе периоде, и в этом плане российские технологии развития математических представлений в садах «Иделия» нетипичны среди финских садов.

Руководитель сети Янне Хирвонен рассказал о принципах работы, особенностях финской системы дошкольного образования. Относительно недавно органами управления образования г. Хельсинки была принята примерная образовательная программа дошкольного воспитания, в том числе для частных детских садов. Сеть «Иделия» разрабатывала свои программы по этому общему документу. Причем для всех 5 садов необходимо было написать свои программы, ведь планы во многом зависят от педагогов садов, чьи методики, курсы и занятия отличаются. В итоге программа каждого сада писалась всеми педагогами совместно, при обязательной обратной связи от воспитанников, а единый регламент задавал лишь рамки.

Например, в рекомендованном плане прописана необходимость значительного объема двигательной активности, творческих занятий, наличия специфики программы (музыкальный, художественный и др. уклон), использования цифровых технологий. Да, сад обязательно должен включить в свои занятия использование планшета, фотоаппарата или компьютера – естественно, не в режиме просмотра мультиков, а познавательной деятельности. Например, в «Огоньке» дети берут фотоаппарат на прогулку и по очереди делают фотографии того, что им понравилось. В целом, в городской программе нет жестких указаний по числу часов, видам занятий, методике преподавания, задаются лишь принципы и базовые направления. В финской педагогике на всех уровнях образования проявляется большое доверие педагогу, который сам выбирает методики обучения. Правда это доверие обосновано качеством профессиональной подготовки педагогических кадров, требованиями к компетенциям и престижем профессии в финском обществе.

В рамках стажировки для педагогов сети детских садов «Иделия» эксперты «Эврики» Н.М.Шадрина и А.Н.Якшина провели образовательное событие для группы воспитанников детского сада «Буратино» (возраст 3-4 года), работая в формате парной педагогики. Событие было направлено на формирование детских представлений о времени. В начале мероприятия Н.М.Шадрина пообщалась с детьми, и достаточно легко установила с ними контакт и атмосферу доверия, в которой стало возможно проводить событие. Потом в группу забежал заяц Теодор (А.Якшина в образе), который очень торопился на бал к королеве и переживал, что у него сломались часы: без точного времени на бал не попасть. Более того, остановились и часы в самой группе - беда. Дети легко включились в сюжет и помогали зайцу решить эту проблему. Они изучили, что такое секундная стрелка и минутная, что можно успеть сделать за секунду и минуту, попробовали переделать разные дела, засекая таймер на секунду и минуту.

Затем дети учились определять, какое время показывает часовая стрелка. Несколько бумажных часов, показывающих разное время, разложили в круг на полу, и дети бегали по кругу, изображая минутную стрелку. Заяц Теодор объявлял, какой сейчас час, ребята находили часы с этим временем и показывали, чем они обычно занимаются в это время дня. Затем дети рисовали рисунки, а педагоги записывали за ними рассказ по рисунку, определяя вместе с ребенком, в какое время дня происходит нарисованное. В итоге готовые рисунки с текстовыми пояснениями приклеили на большие часы, вырезанные из ватмана, и так получились готовые правильные часы, сделанные самими детьми. Детские часы «починили» испорченное время, и все остальные часы вновь стали идти правильно: и в группе, и у зайца Теодора на лапке. Гость восторженно поблагодарил детей за починенные часы и поспешил на бал к королеве, куда он теперь как раз успевал. Дети не хотели расставаться с зайцем и трогательно провожали его до самых дверей сада)

Событие понравилось и детям, и педагогам. Воспитатели отметили, что обязательно будут использовать этот интересный опыт объединения нескольких групп для общего события, при этом высокий уровень эмоциональной вовлеченности помогает решить образовательные задачи.

С позиции экспертов «Эврики» стоит отметить коммуникабельность детей, высокий уровень воображения, их открытость, готовность включиться и переживать сюжет. Успех ведь зависит не только от педагогов, но и способности детей достроить в воображении выдуманный сюжет и поверить в него, а это умение формируется через игру и свободу проявления фантазии в течение всего дошкольного возраста, и в саду в том числе. В детском саду «Буратино» мы явственно почувствовали атмосферу доверия и открытости ребенку, здесь голос ребенка слышат, а детской фантазии, свободе и инициативе есть место. Это проявляется в том, что педагоги принимают эмоции, идеи и мнение детей, позволяют им быть самим собой. Например, не участвовать в мероприятии, если ребенок не хочет, не одергивать, не вешать ярлыки, уважать его неуверенный или провокационный рассказ, уважать его выбор и мнение даже в мелочах, позволить проявлять негативные эмоции и многое другое. И это тепло в отношениях педагогов и детей, как мы поняли, пожалуй, главная цель финской дошкольной педагогики. Стоит поздравить наших финских коллег, что эта цель в их саду достигнута.

Эксперты Института «Эврика» благодарят руководителя кооператива «Иделия» Я.Хирвонен, а также педагогов садов «Буратино» и «Огонек» за теплый прием и возможность взаимного обмена педагогическим опытом.

Второй день стажировки в Хельсинки, несмотря на дождливую погоду, прошел в позитивном ключе. Сегодня в Русский центр науки и культуры пришли педагоги русско-финских детсадов и русскоязычные родители со своими детьми. Интересные занятия нашлись для всех.

В первой половине программы эксперты «Эврика» провели образовательное событие с детьми и их мамами. Более часа дети вместе с Н.М.Шадриной и А.Н.Якшиной (на этот раз не в образе) дети играли в разнообразные игры, в своей фантазии путешествовали в лето, рисовали рисунки, придумывали по ним истории. В итоге из рисунков получилась игра-бродилка с кубиком, которую эксперты здорово обыграли, совместив сюжет путешествия, двигательную активность и детский игровой азарт. Родителям и педагогам тоже понравилось, ведь подобная практика – лучшая иллюстрация принципов педагогики и методики построения дошкольных программ «Эврика». Наглядно видно, как программа работает в руках профессиональных педагогов.

Затем Н.М.Шадрина прочитала лекцию на тему познавательного развития дошкольников. Были описаны были возрастные особенности детей и ведущие виды деятельности. Эксперт подчеркнула, что при планировании и осуществлении событий должны учитываться свойственные детям виды деятельности, которые вообще должны быть основой взаимодействия между воспитателями и детьми. Стажеры вспоминали понятие зоны ближайшего и актуального развития и возможности взрослого повлиять на них. Был сделан акцент на важности создания условий и ситуаций для развития ребенка определенного возраста через ключевые для каждого возраста виды деятельности.

Педагогам и родителям представили также образовательную программу «Эврика», методические материалы по ней эксперты привезли из Москвы для демонстрации. Н.М.Шадрина рассказала о модулях программы и ее ключевых принципах: разновозрастное общение, парная педагогика, обучение игре, полилингвальность, событийность, рефлексия, задачный подход. Программа вызвала интерес педагогов, у которых появилось желание внедрить ее полностью или элементами в своих детских садах.

Закончилось мероприятие рассказом А.Н.Якшиной, которая презентовала один из вариантов реализации событийного формата в дошкольной группе на примере детского сада, в котором Анна работала педагогом. Событие было построено на серии книг Свена Нурдквиста про Петсона и Финдуса и длилось в группе на протяжении почти 2 недель. Эксперт пошагово рассказала и методически описала все этапы проведения события, в котором каждый следующий этап был логично и естественно вплетен в общую сюжетную канву. При этом решалось множество разноплановых образовательных задач. Были в событии и календари, и эксперименты, и садоводство, и переписка с книжными героями, и приход самих героев – костюмированных воспитателей, и множество игр, бесед и открытий, рассуждений, детских идей и их воплощения.

Педагоги и родители с интересом следили за тем, как из простого книжного сюжета в саду может развернуться целая программа интересных проектов и дел длиной в полмесяца. Это не только интересный опыт отдельного детского сада, но и наглядный методический пример моделирования и проведения качественного образовательного события. Донести суть событийного формата, с подчеркиванием роли ребенка в свободе своей деятельности – одна из ключевых целей этой стажировки для педагогов финско-русских дошкольных организаций.

В Хельсинки завершился третий день стажировки, который запомнится участникам интересными лекциями и коллективным творческим проектом.

Сначала Н.М.Шадрина прочитала лекцию на тему «Голос ребенка в дошкольном образовании», донося принципы и ценности современного подхода к дошкольному образованию. Говорилось о пространстве для детской свободы, о важности индивидуальных решений, ценности любой творческой работы ребенка, необходимости построить образовательный процесс таким образом, чтобы решения не приходили готовыми, а становились идеей самих детей. Здесь несомненно стоит учитывать эмоцию как центральную психическую функцию дошкольника и диапазон возможностей образовательного события. Есть исследования, которые позволяют заключить, что важнейшей характеристикой психологической готовностью к школе является сознательное и произвольное управление эмоциональной сферой. То же самое касается правил в группе: правила не задаются взрослым, правила обсуждаются и утверждаются коллективно детьми. При этом, предлагая что-либо, выдвигая гипотезу, ребенок может аргументировать свое мнение.Выдвигая свою идею , ребенок поясняет, приводит некоторые аргументы, почему он так считает. Задача педагога- задать открытый вопрос, дающий возможность пояснить почему ребенок так считает.

Лекция А.Н.Якшиной касалась вопросов формирования у дошкольников представлений о пространственно-временных свойствах и отношениях, величине и форме, относительном расположении объектов в пространстве и времени. Эксперт рассказала, как педагоги могут стимулировать развитие зрительно-пространственных и представлений о времени, какие есть методики и способы развития подобных представлений. В качестве эффективного инструмента наглядного моделирования было предложено создание собственного календаря. Сложная на первый взгляд задача решается детьми с большим увлечением, если им понятна идея и придумана интересная тематика. Календари могут быть тематические, на любую придуманную детьми тему, из любых подручных материалов, круговые и линейные, и представлять из себя модели дня, недели, месяца или года. Кроме представлений о времени, проектирование календаря способно развивать воображение, навыки счета, планирования, рефлексии.

Стажерам тут же было предложено реализовать услышанное на практике: они смогли смастерить своими руками тот календарь, который сами придумали. Это был календарь «Огород Финдуса» по мотивам образовательного события по книге Свена Нурдквиста. Предполагалось, что дети сажают семена и отмечают в календаре, как растет семечко, параллельно погружаясь в планирование, цикличность недель, понимая смысл дней недели и т.д. А.Н.Якшина сопровождала творческий процесс группы методическими комментариями и акцентами, чтобы опорные точки в этой образовательной технологии не остались без внимания и хорошо усвоились стажерами. Как и в Афинах, удивление и восторг вызвала реализация собственной идеи: как из теории, лекции накануне, через групповое моделирование рождается живой ощутимый объект. Такой же восторг наблюдается у детей, которые делают календари, разве что без теории вначале) Стажеры также посмотрели календарь, созданный руками их коллег во время стажировки в Афинах и оценили сложную сюжетную задумку путешествия героини в паровозе по сказками (см. пост про Афины ранее). Так одна технология и пара педагогов связали Афины и Хельсинки общим проектом)

Подводя итоги, за три дня стажировочной программы в Хельсинки эксперты «Эврики» провели образовательное событие в детском саду «Буратино» и обменялись опытом с педагогами финско-русских детских садов сети «Иделия». Также провели еще одно образовательное событие с детьми на базе РЦНК в качестве мастер-класса для педагогов и иллюстрацию теории для родителей. Н.М. Шадрина прочитала две лекции о возрастных особенностях детей и «голосе ребенка» в дошкольном образовании. А.Н.Якшина рассказала о методике проведения образовательного события на примере длительного проекта своего детского сада, рассказала о принципах формирования предметно-пространственных представлений у детей в своих лекциях. Стажеры также прошли через моделирование календарей для развития представлений о времени у дошкольников и своими руками смастерили календарь. Была также предоставлена возможность познакомиться с методическими пособиями образовательной программы «Эврика», которые остались в РЦНК Хельсинки и будут доступны для изучения педагогам русско-финских школ.

В конце стажировки участники получили от Института проблем образовательной политики «Эврика» сертификаты о прохождении курсов повышения квалификации. Стажеры оценили полученный опыт как полезный, наглядный и эффективный. «Мало семинаров проходит по дошкольному образованию, особенно нам не хватает методических вещей с конкретными идеями, которые можно воплотить в работе. Лекции тоже полезны, и особенно мы рады, что те идеи, которые вы пропагандируете, близки принципам финского дошкольного образования», - отметила одна из участниц программы. И эти слова справедливы: финское образование считается одним из лучших в мире, а «Эврика» изучает лучший мировой опыт, чтобы сделать российское дошкольное образование лучше и несет прогрессивное видение в своих программах, семинарах и проектах. Присоединяйтесь!

Compressed file Compressed file Compressed file