Соотечественники

IV программа для детей соотечественников «Театральный Петербург»

Compressed file

В период с 14 по 21 ноября 2017 года уже в четвертый раз культурная столица России принимала участников культурно-образовательной программы «Театральный Петербург», которая проводится в рамках реализации государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом.

Compressed file

«Открытый занавес юных сердец»

«Театр есть искусство отражать жизнь».

К.С.Станиславский

Это поистине важное международное событие в области русской культуры и ее развития в будущем. Более 80 детей соотечественников и их сопровождающих, которые проживают за рубежом, приехали в Санкт-Петербург из 18 стран мира, чтобы как можно больше узнать о русской театральной культуре, о своей родной культуре от лучших ее представителей из первых рук.

Ребята из Великобритании, Германии, Греции, Ирландии, Испании, Италии, Кипра, Латвии, Литвы, Мальты, Нидерландов, Норвегии, Словакии, Украины, Финляндии, Франции, Швеции и Эстонии изучают русскую культуру в русских школах основного и дополнительного образования, в различных театральных и художественных студиях и кружках. Благодаря Комитету по внешним связям Санкт-Петербурга участники смогли осуществить свою мечту и побывать в городе на Неве, а для некоторых этот приезд и эта программа еще и стали отправной точкой знакомства с Россией в целом.

Церемония открытия программы «Театральный Петербург» весьма символично и уже по хорошей сложившейся традиции проходила на площади Островского, в здании одного из красивейших архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга, созданном гениальным Карлом Росси специально для Дирекции императорских театров, Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства. Рядом –  Александринский театр, старейший национальный театр России, прародитель всех российских театров. Участники программы уютно разместились в зеленом зале, где некогда был кабинет директора императорских театров. «Здесь бывали А.Я.Головин, К.А.Коровин, Ф.И.Шаляпин, П.И.Чайковский и многие другие выдающиеся деятели культуры. И сегодня благодаря данному мероприятию вы имеете уникальную возможность прикоснуться к сокровищам музейной коллекции и вживую увидеть то, о чем ранее читали лишь в книгах», - рассказала в приветственном слове заслуженный работник культуры России, заведующая отделом Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства Н.И.Вайнберг. Открывал программу первый заместитель председателя Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга С.Л.Марков. Он поздравил соотечественников с возможностью стать частью этого уникального проекта: «За шесть дней обучения у каждого будет возможность проявить себя, получить новые знания актерской игры, узнать новые методики преподавания, познакомиться с петербургской молодежью».  Он также отметил повышенный интерес к участию в программе и пригласил тех, кто не смог в этом году приехать в Петербург, присоединиться к программе в следующем году. Пользуясь случаем, С.Л.Марков также рассказал, что в 2018 году у одного из главных символов России – концертной балалайки – юбилей, ей исполняется 130 лет. Напротив здания музея – на площади Островского, д.7, в здании бывшего Санкт-Петербургского общества взаимного кредита 20 марта 1888 года состоялось первое выступление «Кружка любителей игры на балалайках» под руководством музыканта-просветителя В.В.Андреева, ставшее днём рождения оркестра русских народных инструментов. И в 2018 году, в рамках «Петербургской международной недели балалайки», состоится новая просветительская программа «Петербург балалайки», на которую также приглашаются и сопровождающие педагоги проекта «Театральный Петербург».

Также участников программы поприветствовал и начальник международного управления Российского государственного института сценических искусств Н.В. Песочинский, который рассказал о том, что такое театр в широком смысле его понимания и о влиянии русского театра на всю мировую культуру. Он отметил, что занятия для юных соотечественников будут проводить ведущие специалисты Театральной академии, которые познакомят их с петербургскими театральными традициями. «Театр – это публичное пространство мысли, культуры и коммуникации; важный обмен идеями и чувствами», - сказал Н.В. Песочинский. Он также высказал мнение, что театр является основой национальной культуры, и поэтому соотечественники за рубежом, которые в качестве профессии выбрали театральное искусство, являются опорой для развития этой культуры.

После общей фотографии с почетными гостями участников программы ждало интерактивное занятие «Давайте познакомимся», на котором каждый мог рассказать о себе, своих хобби, о том, что он ожидает от этой поездки. Во время этого занятия многие ребята выявили общие увлечения с другими участниками, что позволило им легче найти общий язык с первых же минут. Кто-то играл на гитаре, кто-то увлекался конным спортом и теннисом, у некоторых даже были пояса по боевым искусствам.
После того, как все познакомились, сотрудники музея разделили участников на три группы и провели для них увлекательную познавательную игру-квест «В поисках русских драматургов», которая началась в стенах музея среди уникальных экспонатов, а завершилась уже у входа в Александринский театр на площади Островского.

Завершился первый день программы экскурсией «Парадный Петербург», во время которой, слушатели узнали историю главных достопримечательностей Санкт-Петербурга.

На следующий день, участники прибыли в особняк В.Н.Спасского, где их уже встречали ведущие преподаватели кафедры актерского мастерства и режиссуры Российского государственного института сценических искусств – И.П.Коваленко, О.С.Самохотова, М.О.Михайлов и  Е.А.Кошевая. Распределившись на возрастные группы, ребята разошлись по аудиториям, где педагоги открывали перед ними волшебный мир сценического искусства и обучали азам актерского мастерства по системам Станиславского, М.Чехова, Е.Гратовского. На протяжении трёх дней ребята изучали базовые элементы актерской психотехники: упражнения на развитие органов чувств, сценическое внимание, чувство ритма, на освобождение от физического зажима, понятие «импульс тела», память физических действий и ощущений. Соотечественники получили задания от преподавателей и вместе с ними придумывали идеи и формы проведения своих творческих зачинов для завершающего показа.

Посещение Дворца творчества юных, и особенно Театра юношеского творчества останется в памяти не только юных соотечественников, но и их сопровождающих. Воспитанники и работники театра провели для ребят экскурсию по «закулисью». Участники увидели своими глазами и узнали секреты подготовки спектаклей, побывали в костюмерном цехе, цехе по производству декораций, наблюдали за тем, как гримируют актеров перед выходом на сцену и смогли задать интересующие их вопросы педагогам и самим учащимся Дворца. Перед ребятами также выступил художественный руководитель театра   Е. Ю. Сазонов, который в шутку рассказал о системе Станиславского за 2 минуты, а также раскрыл тайны о структуре и уникальности ТЮТа: «Театр юношеского творчества построен по принципу «круга». В отличие от профессионального театра, построенного, как иерархическая вертикаль, где на вершине находятся режиссёр и актёры, а подножие занимают театральные цеха: костюмеры, гримеры, бутафоры, осветители, Матвеем Дубровиным был создан «круг», где все театральные профессии являются тропинками к спектаклю, результату общего труда участников. Каждый из участников выбирает свой производственный театральный цех и, работая в нем, вносит свой вклад в создание спектакля. Такое построение, помимо глубокого знакомства каждого из участников со всеми аспектами деятельности театра, в значительной мере защищает юных актёров от «звёздной» болезни (сегодня ты выступаешь на сцене, а завтра за кулисами, работая в одном из цехов, помогаешь своим товарищам)».

На третий день наши соотечественники отправились в Петергоф. Пока сопровождающие изучали царские кладовые в Петергофском Дворце, молодые соотечественники в роли воспитанников гувернанток в доме семьи архитектора Бенуа узнали о том, как воспитывали дворянских детей в России в XIX веке. Узнали о правилах этикета, увидели игрушки того времени и конечно сами поиграли в игры, которые были популярны в тот период, разгадывали шарады и играли в «бирюльки». Антон из Германии поблагодарил сопровождавших "гувернанток" и сказал, что теперь он будет вести себя в соответствии с этикетом: «Теперь я знаю, кто должен первым входить и выходить из помещения, кто должен первым спускаться и подниматься по лестнице, мальчики или девочки. И самое главное, я теперь знаю, почему это должно быть именно так. Спасибо за эту познавательную экскурсию».

По возвращении из Петергофа для участников программы на площадке ресторана «Достоевский», партнера проекта Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга «Петербургская кухня», был организован экскурс в историю Петербургской кухни, который завершился мастер-классом по приготовлению эклера. 81 эклер был собственноручно приготовлен и с удовольствием съеден за ужином. А к оформлению десерта, ребята, как и полагается людям близким к искусству, подошли творчески. Соотечественники из Германии посвятили свой эклер проекту «Театральный Петербург».

И конечно, какой же «Театральный Петербург» может обойтись без посещения театральных постановок. В этот раз нашим зрителям было представлено два спектакля по произведениям классиков. В государственном академическом театре имени Н.П.Акимова насладились профессиональной игрой именитых актеров, в постановке по мотивам комедии А.Н. Островского – про власть прошлого и «его величества случая» над жизнями людей - «Правда - хорошо, а счастье лучше». Ольга из Ирландии поделилась своими впечатлениями: «Спектакль заставляет и смеяться, и задумываться. Хорошие декорации, замечательная игра актеров».

Посещение Дворца детского творчества на Ленской в рамках занятия «Мир любительского театра» было сопряжено с просмотром постановки любительского театра-студии «Синтез» по произведению А. Толстого «Гадюка», которая в этом году получила гран-при фестиваля любительских театров «Феникс» в г.Ставрополь. Нашим соотечественникам этот вечер запомнился не только потрясающе сильной постановкой, но и дружеской беседой за чашкой чая с конфетами со студийцами театра «Синтез». Как сказала участница из Эстонии, Наталья : «Это был очень сильный спектакль! Ребята, игравшие в нем, могли бы дать фору некоторым профессиональным актерам, настолько гармоничны они были, настолько правдивы. Браво!»

20 ноября в Театральном пространстве «РЕZИДЕНЦИЯ» прошла торжественная церемония закрытия IV образовательной программы для соотечественников, проживающих за рубежом, «Театральный Петербург». Сопровождающие и руководители делегаций-участников с восхищением наблюдали за теми качественными изменениями, которые произошли в детях за прошедшую неделю. Дети представили зрителям три творческих зачина, включающие в себя элементы открытого урока и живого общения с педагогом. Младшая группа представила отрывки произведения К.И.Чуковского в виде сна. Милые, смешные и забавные животные в исполнении актеров из средней возрастной группы никого не оставили равнодушными. Старшая группа представила открытый урок по работе с партнером на сцене, посредством песен народов мира и подготовленных отрывков из произведений классиков. Сопровождающие тоже решили не оставаться в стороне от этого праздника творчества и представили свой зачин по сказке «Гуси-лебеди», который они создали буквально за 40 мин на одном из мастер-классов, используя декорации и реквизит, изготовленный из подручных материалов.

С успешным завершением занятий участников поздравил начальник отдела по связям с соотечественниками за рубежом Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга А.А.Ганин. Он поблагодарил всех за усердную работу и пригласил к участию в других проектах Комитета, ориентированных на молодежную аудиторию.

Также напутственные слова участникам направила исполняющий обязанности ректора Российского государственного института сценических искусств Н.В.Пахомова: «Нашим педагогам удалось передать вам важные элементы русской театральной школы – искренность, чувство правды, свободное воображение, активность мысли, владение телом. Все эти навыки полезны и важны в любом виде человеческой деятельности. Особые слова благодарности педагогам – вы делаете великое дело: объединяете вдали от России русских детей на основе русской культуры».

В завершение церемонии все слушатели получили сертификат участника и памятные подарки – художественную литературу от Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга.

По возвращении в гостиницу ребята договорились завершить проект еще одной, негласной традицией, зародившейся на прошлогодней программе –  попрощались с Петербургом на фоне разведенного моста Александра Невского. На следующий день, 21 ноября, сквозь слезы расставания, через крепкие дружеские объятия все участники программы разъехались по своим странам, но их имена остались в памяти града Петра. И они еще обязательно встретятся!

Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file