Наука

Лекции российских ученых в Хельсинкском университете

Compressed file

28 октября 2016 г. в Хельсинкском университете при поддержке РЦНК прошли лекции российских учёных, охватившие широкий спектр вопросов: психологических, культурологических, исторических и др.

Алексей Шмелев выступил с лекцией "Русская языковая картина мира: язык и культура ". «Языковой картиной мира» называют систему взглядов и представлений, которую язык подсказывает всем, кто им пользуется. Эта картина обычно не находится в центре внимания и воспринимается как нечто само собою разумеющееся. Так, носители русского языка обычно исходят из того, что человек думает головою (а чувствует, скорее, сердцем), что человеку нужно некоторое пространство вокруг и возможность в нем передвигаться, чтобы чувствовать себя свободно и хорошо, что плохо быть доносчиком, т. е. сообщать властям о поступках ближнего, которые с точки зрения власти являются преступными и могут повлечь за собою наказание.

Compressed file

Знакомясь с другими языками и культурами, русские часто с удивлением отмечают, что носители этих языков и культур иногда исходят из совсем иных представлений. Помимо вышеперечисленного были затронуты вопросы о том, какое влияние на языковую картину мира оказывает взаимодействие с другими языками и культурами.

Александра Плетнева рассказала об уходе за младенцами в дореволюционной России: дворянские и крестьянские практики. Правила ухода за младенцами меняются очень быстро. Мода на свободное пеленание сменяет моду на тугое пеленание, рекомендация кормить грудью тогда, когда ребенок попросит, приходит на смену требованию все делать точно по часам, призывы долго кормить грудью отменяют традицию быстрого перехода на искусственное вскармливание. При этом всем кажется, что новые практики ухода за детьми основаны на последних достижениях современной медицины. Такое сосуществование принципиально различных практик наблюдалось в дореволюционной России. Крестьянские и дворянские методы ухода за детьми радикально различались. При этом дворяне считали крестьянские традиции проявлением темноты и невежества, а крестьяне видели в дворянских практиках лишь барские выдумки. Государство и общественные организации прикладывали усилия для того, чтобы практики привилегированных сословий стали общенациональными. Полностью это было осуществлено лишь во второй половине XX века.

Compressed file

Александр Кравецкий выступил с лекцией: "Почему в России споры о языке богослужения не умолкают уже почти полтора века?" На протяжении долгого времени русский литературный язык оставался языком социальной элиты, в то время как массовая литература, адресованная народу, тяготела к церковнославянскому языку. И лишь в последней четверти XIX в., когда резко увеличилось число людей, для которых русский литературный язык был понятней церковнославянского, начали раздаваться жалобы на непонятность богослужения. После 1905 года в церковной печати появились сотни статей, авторы которых обсуждали вопрос о языке богослужения. Споры об этом продолжались и на Поместном Соборе 1917-1918 гг., и в 20-е годы. Не прекратились они и в постсоветское время.

Compressed file

Самой, пожалуй, провокационной стала лекция кандидата филологических наук, автора более 100 научных работ Елены Шмелевой "Путиномания и путинофобия через призму языка." Владимир Путин находится у власти в России, начиная с 1999 года. Если вы откроете любой новостной сайт или посмотрите программу новостей, причем не только российских, вы наверняка обнаружите упоминания о Путине. Журнал «Форбс» три года подряд называл Путина человеком года. Путин стал культовой фигурой, звездой шоу-бизнеса, и как всякая звезда он вызывает обожание у одной части населения и ненависть у другой. Во многом популярность Путина вызвана его манерой говорить. В ходе лекции слушатели попытались совместными усилиями воссоздать речевой портрет Владимира Путина и понять, каким образом создается образ знающего, компетентного и ответственного политика.

Compressed file