Культура

Выставка работ Елены Поленовой

Compressed file

Имя Елены Поленовой не говорило мне ничего, до тех пор, пока я не поднялась на четвертый этаж Российского центра науки и культуры, придя в библиотеку на очередное занятие литературной студии «Пишу, как дышу». По пути краем глаза заметила на стене черно-белую фотографию ненарядной, некрасивой женщины с крепкими, загорелыми, трудовыми руками. «Чья-то няня», – мелькнуло в голове.

  Занятие еще не началось, и наш преподаватель Ольга Пуссинен предложила мне ознакомиться с выставкой работ художницы Е.Д. Поленовой. Чего же не познакомиться? Вышла в коридор, прочитала биографию, просмотрела постеры и, вернувшись к началу выставки, уже совершенно другими глазами посмотрела на эту удивительную, многогранную, талантливую женщину. Несмотря на чересчур серьезное выражение лица, ее умный и пытливый взгляд показался мне не менее загадочным, чем улыбка знаменитой на весь мир итальянки.
 
Небольшая выставка представляет собой, в основном, иллюстрации к сказкам, многие из которых Елена Дмитриевна записывала сама в фольклорных экспедициях. Поленова – одна из первых художников России, занявшихся иллюстрацией именно русских, одна из первых она 150 лет назад обратила внимание на то, что русские дети в семьях дворянства и интеллигенции растут на сказках английских или немецких, а все богатство русского фольклора не выходит за пределы «простого народа».

Compressed file

В работах Е.Д. Поленовой отражены не только сказочные сюжеты, она тонко и внимательно прорабатывает мельчайшие детали, превращая картинку сказки в сценку жизни. Глубоко продуманные образы вызывают целую гамму чувств: роспись не только на туесе, но и на штанах Сынко-Филипка, облезлая шерсть опустившего хвост в прорубь волка, разводы на березе... Словно живая, лежит на снегу лисичка, поджидая приближающие дровни. Чудесная резная скамья, на которой сидит Машенька, укачивающая Бабу-Ягу. Как обреченно прислонилась послушная дочь к спине отца, везущего ее в лес по прихоти своей новой хозяйки. А каким трогательным и беззащитным изображен «заморыш» в гнезде Белой уточки! Рука так и тянется к стене в желании приласкать его, погладить по белесому затылку. Одежда, обувь, повседневные предметы крестьянского быта. А орнаменты по канту? Возможно, они несут в себе скрытые послания потомкам?

Compressed file

Придя домой, я открыла Интернет, чтобы побольше узнать об этой удивительной художнице. Елена Дмитриевна Поленова – родилась в семье известного археолога, историка, библиографа и детской писательницы и художницы. Сестра известного русского живописца Василия Поленова.
                     Бабушка Елены Поленой по материнской линии, – В.Н. Воейкова, – дочь известного архитектора Николая Львова, после ранней смерти родителей воспитывалась в доме великого русского поэта Гаврилы Романовича Державина, хорошо ориентировалась в русской истории, знала народную поэзию, любила рассказывать внукам русские народные сказки, былины, предания. Она всячески развивала увлечение внуков живописью, поощряла творческое честолюбие, устраивала среди детей конкурсы, присуждая, как в академиях, «медаль» за лучшую работу. В очередной раз я убедилась в том, как важно знать свои корни и поддерживать традиции и семейные связи, как уникальна роль каждого члена семьи.

                      График, живописец, мастер декоративно-прикладного искусства, Е.Д. Поленова также с увлечением создавала дизайн мебели и домашней утвари по мотивам русских народных орнаментов. «…У нас условие: по возможности не прибегать к помощи изданий и вообще печатного материала. Например, не заимствовать форм и рисунков в памятниках общеизвестных или находящихся в открытых музеях… наша цель — подхватить еще живущее народное творчество и дать ему возможность развернуться…» — писала художница.

Compressed file

Много еще интересного узнала я о жизни и творчестве художницы. Хочется поблагодарить РЦНК за знакомство с Еленой Поленовой, за то, что, полностью оправдывая свою роль носителя культуры, центр устраивает подобные выставки, не давая уйти в забытье исконно русскому творчеству.

Татьяна Растас

ученица школы литературного общения

«Пишу как дышу»

при библиотеке РЦНК